• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ МОРЯКОВ В СЛУЧАЕ ПРОИСШЕСТВИЯ НА МОРЕ

6550Разработаны и применяются международные рекомендации, которые обеспечивают справедливое отношение к Вам в случае происшествия на море, в случае аварии или в ходе любого расследования, при задержании Вас официальными лицами, а также для сведения к минимуму срока вынужденного задержания моряков.

Это Рекомендации ИМО/МОТ по справедливому отношению к морякам в случае происшествия на море (здесь и далее – Рекомендации). Рекомендации были приняты Международной морской организацией (ИМО - IMO) и Международной организацией труда (МОТ - ILO) в 2006 году, а затем были рекомендованы для практического применения с 1 июля 2006 г.

Вам важно понимать те принципы, которые содержатся в Рекомендациях, чтобы в случае появления на судне официальных лиц, осмотра или обыска судна, при проведении с Вами официального интервью и/или при Вашем задержании или аресте после серьезного происшествия на море Вы знали бы минимальные международные стандарты обращения с моряками в таких ситуациях. Например, Вам полагается защита от принудительной дачи показаний или запугивания со стороны любых лиц во время или после любого расследования происшествия на море. Вам полагается защита от любых финансовых потерь в результате расследования происшествия на море. Вы имеете право на гуманное обращение при любых условиях.

Дополнительная информация о Рекомендациях находится в Интернете по ссылке: http://www.itfglobal.org/seafarers/fairtreatment.cfm/languageID/15

Вы также должны знать о том, что у Вас есть соответствующие права, согласно общим принципам международного права, в том числе согласно международным инструментам о правах человека.

Рекомендации включают права и обязанности, содержащиеся в широко ратифицированных международных инструментах о правах человека и других соответствующих договорах.

У Вас также есть права согласно национальным законам тех государств, которые имеют отношение к Вашему судну и к происшествию на море.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НА ВСЕХ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЭТАПАХ, в том числе в ситуации, когда на Вашем судне находятся официальные лица, до начала осмотра или обыска судна, до проведения с Вами официального интервью, и/или при Вашем задержании или аресте после серьезного происшествия на море, в целом Вам рекомендуется следующее:

1. Не отказываясь ни от каких своих юридических прав, сотрудничать в разумных пределах с представителями правоохранительных органов и предоставлять им правдивую и честную информацию до той степени, до которой Вы ей располагаете.

2. Потребовать помощи переводчика, утвержденного посольством или консульством, если языком общения не является Вашим родным языком.

3. Потребовать юриста для предоставления Вам независимого и конфиденциального юридического совета.

4. Потребовать контакта с Вашим пароходством, профсоюзом, представителем по социальным вопросам в порту или местным официальным представителем профсоюза.

5. Ни в каких ситуациях не забывайте о своем праве сохранять молчание и праве не давать показания, приводящие к самообвинению и самооговору.

6. Помните, что любые Ваши заявления могут быть использованы против Вас в ходе уголовного расследования.

Конкретные обстоятельства

А. Если на борту судна находятся официальные лица:

1. По возможности потребуйте у любого представителя правоохранительных органов предъявить соответствующее удостоверение и запишите подробно, как проводилась проверка.

2. В тех случаях, когда это является Вашей обязанностью, сообщите о происшествии и любых адресованных им вопросах судовладельцу / оператору, представителям государства флага и консульских служб.

3. Выразите просьбу на понятном Вам языке проинформировать Вас о Ваших правах по национальным законам государства, представители которого появились на борту судна.

4. Настаивайте на своем праве иметь дело с официальными представителями страны флага судна.

В. Если обыскивают Вас или осматривают Ваши вещи, то следует:

1. Присутствовать в ходе обыска и проверки ваших вещей, а по возможности попросить другого члена экипажа также присутствовать вместе с Вами.

2. Записать, какие вещи забрали или испортили в ходе обыска.

С. Если с Вами проводится интервью:

1. Если Вы решили отвечать на вопросы без предварительной консультации с юристом, или этого невозможно избежать, то обязательно обеспечьте присутствие свидетеля, который подтвердит, что Вы говорили, например, члена Вашего профсоюза или местного профсоюза, или же представителя посольства или консульства.

D. Если Вы задержаны или арестованы:

1. Немедленно задайте вопрос о причине ареста или задержания, а также о том, выдвигаются ли против Вас какие-либо обвинения.

2. Не применяйте силу и не сопротивляйтесь, если Вас уводят с борта судна.

3. Потребуйте от официальных лиц информации о Ваших правах по национальным законам той страны, которая проводит расследование, на том языке, который Вам понятен.

4. Настаивайте на своих правах, в том числе на праве гуманного обращения с Вами при любых условиях, в том числе:

• на праве частного общения с членами семьи, представителями социальных служб и организаций, судовладельцем, профсоюзами;

• на проведении интервью без отсрочек и проволочек, с учетом Вашего физического и психологического состояния, возникшего из-за происшествия, а если Ваше дальнейшее присутствие уже не нужно, то потребуйте Вашего скорейшего возвращения на судно или отъезда домой;

• на предъявлении Вам обвинений без проволочек и отсрочек, и, если это предусмотрено национальными законами, внесение финансового залогового обеспечения или оформление обязательства (подписки) для освобождения и возвращения домой и дальнейшего ожидания решения по результатам расследования или судебного разбирательства;

• на скорейшем судебном слушании Вашего дела, без отсрочек и проволочек.

При этом полномочные представители и официальные лица порта, прибрежного государства, Вашей страны, Ваш судовладелец – все они должны ограждать Вас от какой-либо дискриминации или репрессивных мер из-за Вашего участия в расследовании или содействия следствию.

 

Руководство по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии

ПРОСТО О СЛОЖНОМ. СОВЕТЫ ЮРИСТА

TK RFКак получить зарплату через суд?

На что необходимо обратить внимание, чтобы взыскать через судебные органы оплату своего труда за рейс?

Ранее мы неоднократно обращали внимание моряков на документы, которые должны быть «в кармане» у моряка перед отправлением в рейс. Это контракт о найме (трудовой договор), оформленный надлежащим образом и содержащий подробные условия труда на судне. К таким условиям относятся, помимо прочих, сроки найма, занимаемая должность, перечень должностных обязанностей и, конечно, условие о размере заработной платы.

Если в компании или на судне имеется коллективный договор, то необходимо постараться получить его копию. Также необходимы судовая роль и паспорт моряка.

По окончании рейса к указанным документам должны прибавиться справка о плавании и справка о невыплаченных моряку суммах (депонентская справка), если конечно, задолженность судовладельца имеет место быть.

Далее, имея на руках данные документы, предварительно составив исковое заявление в двух экземплярах, можно подавать документы в районный суд. Именно районный суд уполномочен Гражданским процессуальным кодексом РФ рассматривать исковые заявления о взыскании заработной платы.

Очень важным моментом, на который стоит обратить внимание, является установленный законом (предельный) срок обращения в суд с указанным выше исковым заявлением.

Пропуск указанного срока без уважительных со стороны моряка причин служит основанием для отказа моряку в иске о взыскании оплаты за рейс.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник, в том числе и моряк, имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Указанная статья устанавливает общий срок исковой давности при разрешении индивидуальных трудовых споров. Начальный срок его исчисления связан с моментом, когда моряк узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В изложенной ситуации речь идет о праве на получение заработной платы. Учитывая, что моряк не лишен возможности самостоятельно определить размер причитающейся ему заработной платы и срок ее выплаты, предполагается, что о нарушении своего права на выплату он должен был узнать не позднее дня выплаты ему заработной платы.

Таким образом, моряк имеет права обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы в течение трех месяцев со дня невыплаты ему заработной платы или когда истек срок ее выплаты.

В качестве примера приведем судебное дело, которое слушалось в Санкт-Петербургском районном, а затем в городском судах.

Моторист «N», длительное время работавший в российской судоходной компании, на судне под флагом России, перед выходом на пенсию посчитал и пришел к выводу, что судовладелец в течение последних пяти лет не доплачивал ему заработную плату, в том числе неправильно оплачивал его работу в выходные и праздничные дни на борту судна в рейсе.

После длительных судебных слушаний районный суд от имени Российской Федерации вынес решение и взыскал в пользу моряка все суммы за последние 5 лет, на которые претендовал моряк.

Городской суд Санкт-Петербурга с решением районного суда не согласился и решил, что моряк, по сути, прав в том, что на протяжении последних 5 лет работодатель вводил его в заблуждение и недоплачивал ему. Однако, как посчитал городской суд, моряк должен был догадаться о том, что ему неправильно начисляют заработную плату, раньше, и соответственно, должен был раньше обратиться в суд с данным вопросом.

Таким образом, Санкт-Петербургский городской суд вынес новое решение по иску моряка, отказав моряку в удовлетворении его требований за первые 4 года работы в компании по причине пропуска моряком срока обращения в суд. При этом в части требований моряка за последний рейс дело было возвращено в районный суд для уточнения расчетов.

После уточнения расчетов районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил требования моряка, взыскал недоплаченные ему компанией суммы за период последнего рейса.

Однако есть маленький нюанс. Данное правило применимо к морякам, работавшим на судах под российским флагом и в российских судоходных компаниях.

Что касается моряков, работавших на судах под иностранными флагами и в иностранных компаниях, то данная норма трудового законодательства России на них не распространяется.

Дело в том, что к трудовым отношениям на борту иностранного судна применяются нормы законодательства страны флага судна, либо страны регистрации компании-работодателя, указанной в контракте о найме.

Страны удобного флага, например, Сент-Винсент и Гренадины, как правило, не имеют жестких сроков обращения в суд за заработной платой, причитающейся моряку.

В таких государствах справедливо считают, что заработная плата принадлежит моряку с того момента, как он ее заработал. Более того, в этих государствах понимают, что это специфичные суммы, имеющие очень специфичное предназначение, так как выплачиваются моряку для того, чтобы он смог восстановить свои силы и здоровье после нелегкого труда, смог организовать свой быт, досуг, содержать свою семью и т.д. Именно поэтому большинство государств не ограничивает сроки обращения работников, в том числе моряков, за обращением в суд, по вопросу взыскания оплаты за свой труд.

Важно также то, что если моряк обратился в судебные органы России с иском к иностранному судовладельцу (или за период работы на судне под иностранным флагом), и такой иск принят судом к рассмотрению, например, по месту нахождения судна в морском порту, то суд будет применять для рассмотрения спора законодательство иностранных государств, в которых сроки обращения в суд за взысканием оплаты за труд не установлены. Таким образом, в этом случае моряк имеет все шансы взыскать с судовладельца оплату своего труда за весь период задолженности.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

Несколько членов экипажа теплохода «MIR» (флаг Сент-Винсент и Гренадин) обратились в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском о взыскании оплаты за свой труд в течение длительного рейса.

Представитель ответчика, явившись в суд, сразу заявил о том, что члены экипажа пропустили установленный Трудовым кодексом РФ срок обращения в суд.

РПСМ со своей стороны озвучил указанную выше позицию о том, что согласно КТМ РФ, для урегулирования спора должно применяться законодательство страны флага судна, т.е. законодательство Сент-Винсента и Гренадин.

В качестве весомого аргумента мы представили в суд перевод нескольких глав из Акта о торговом судоходстве данного государства.

Кировский районный суд Санкт-Петербурга счел наши доводы убедительными и вынес Определение, в соответствии с которым ответчику было отказано в применении сроков, предусмотренных ст. 392 ТК РФ к данному спору.

В последующем суд взыскал членам экипажа указанного судна все причитающиеся им суммы.

Подводя итог изложенному выше, можно посоветовать только одно: если есть претензии к судовладельцу, не стоит откладывать на потом их урегулирование. Как показывает практика, претензии сами собой не урегулируются.

 

Журнал "Морской профсоюзный вестник"

ПДНВ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ МОРЯКОВ

rCpxxZ4X0yQgOJl2fH8AКак моряку не заблудиться в дебрях рекомендаций, определений и терминов, которыми, как правило, кишат международные конвенции? Не исключение в этом плане и знаменитая ПДНВ. Российский профсоюз моряков и Международная федерация транспортников знают, как добраться до сути вопроса и сделать так, чтобы в голове осела только нужная информация. Внимание: перед Вами любопытная и полезная брошюра «ПДНВ. Руководство для моряков с учетом Манильских поправок 2010 года». Скачивайте, читайте и идите в ногу со временем!

Конвенцию ПДНВ называют «самой динамичной» среди прочих документов подобного рода. Она частично пересматривалась в 1995 году и полностью – в 2010 году. Так называемые «Манильские поправки» (по месту, где происходило подписание) фактически означают новую редакцию документа и требуют серьезного пересмотра системы морского образования.

Если коротко, то нововведения, вступившие в силу с января 2012 года, предлагают:

1) бороться с мошенничеством в сфере сертификации моряков и создать единую электронную базу данных дипломированных специалистов;

2) ужесточить антиалкогольную и антинаркотическую политики;

3) больше заботиться о состоянии здоровья членов экипажа;

4) организовать курсы реагирования в случае нападения пиратов;

5) усилить работу по обновлению кадров, то есть предусмотреть условия для практикантов и внедрять дистанционные методы обучения и пр.

Изменения также коснулись техник безопасности и специфики борьбы с пожарами на танкерах, газовозах и химовозах, возможности включения в учебный процесс спецкурса по языковой и психологической подготовке будущих моряков, требований к сертификации матросов, электриков и механиков, для плавсостава, работающего в полярных водах.

Все эти требования, а также многое другое, что в огромной степени влияет на жизнь плавсостава, морские профсоюзы решили собрать в одну небольшую брошюру и изложить в доступной форме, с комментариями специалистов МФТ. Примечательно, что благодаря усилиям РПСМ русскоязычный перевод брошюры появился одним из первых.

«ПДНВ. Руководство для моряков с учетом Манильских поправок 2010 года» можно скачать здесь.

 

В заключение скажем, что именно Манильские поправки сегодня используют наши соотечественники – авторы пресловутого Положения о дипломировании в качестве слабого аргумента под шквалом критики. Мол, документ был изобретен во исполнение новых требований, содержащихся в поправках. Но вот парадокс – сколько мы с коллегами из регионов не изучали новую редакцию ПДНВ от корки до корки, обнаружить в ней хоть какой-то намек на необходимость наличия высшего образования у старшего комсостава нам не удалось. Да, обновленный документ продолжает направленность на компетентность моряков, но при этом ни одной своей строчкой Конвенция не связывает компетентность с высшим образованием или продолжительностью профессиональной подготовки! Но чиновники прочитали поправки как-то по-своему.

Недаром даже толкователи снов говорят: если приснился чиновник, ничего хорошего не жди...

 

Журнал "Морской профсоюзный вестник"

    MARINETRAFFIC