• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

Safety at sea seminarГУМРФ им. адм. С.О.Макарова совместно с ФБУ "Служба морской безопасности" подвели итоги международного семинара "Выживание на море – стандарты подготовки". В работе семинара приняли участие более 90 специалистов из России, Казахстана, Латвии, Исландии, Канады, Австралии, Норвегии, Малайзии, Нигерии, Румынии, Великобритании, Франции, Японии и других стран. Среди участников – представители учебных заведений, тренажерных центров, судоходных компаний, федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, уполномоченных организаций по освидетельствованию образовательных учреждений, профсоюзов и других организаций.


 

За два дня работы семинара были представлены доклады, посвященные опыту различных российских и зарубежных учебных заведений по организации и проведению подготовки по выживанию на море.

Принятие Манильских поправок к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (МК ПДНВ/STCW) стало новым этапом совершенствования системы морского образования и контроля за компетентностью членов экипажей морских судов. Общей тенденцией можно считать повышение требований, в том числе и по контролю за уровнем компетентности моряков. Важнейшей целью должна быть всесторонняя координация во имя решения одной, но крайне важной задачи – повышения безопасности судоходства и охраны человеческой жизни на море.


А.С. Огай, директор Центра ДПО МГУ имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток), в своем докладе указал на то, что Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты требует проведения непрерывной многоступенчатой подготовки морских специалистов. Для обучения экипажей морских судов в соответствии с международными стандартами необходимо создать материально-техническую базу, позволяющую реализовать комплекс мероприятий по обучению, проверке компетентности и сертификации специалистов морской отрасли. В связи с этим Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации включило "Строительство и реконструкцию объектов Дальневосточного морского научно-образовательного комплекса Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского" в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" по мероприятию подпрограммы "Морской транспорт", в рамках которой предусмотрено строительство учебно-тренажерного комплекса непрерывной конвенционной подготовки по плавательным морским программам и строительство учебно-тренажерного комплекса подготовки экипажей судов по выживанию на море. Создаваемый учебно-тренажерный комплекс планируется использовать и как инструмент для исследования аварийных ситуаций и поиска рациональных технических и организационных решений при университетском центре по расследованию аварий и инцидентов на море.


Д.И. Максимов, начальник Управления конвенционной подготовки и повышения квалификации Волжской государственной академии водного транспорта, высказал убеждение, что учебно-тренировочные суда могут играть не менее важную роль, чем береговые тренажерные центры. Отработка действий по всем видам учебных тревог, аварийно-спасательное оборудование, сама обстановка, которая способствует восприятию реального судна, будет способствовать лучшей подготовленности моряков к действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом не отрицается роль тренажерных центров, участвующих в подготовке студентов и экипажей судов по вопросам выживания на море. Качество подготовки в учебно-тренажерных центрах определяется принципами, заложенными при создании центра, отношением преподавательского состава к своей работе. Изначально при учебных заведениях создавали такие центры не из коммерческих интересов, а исключительно из необходимости подготовки студентов. "Вузовский тренажерный центр по своему укладу не может учить плохо или торговать свидетельствами, как дипломами в метро", – отметил докладчик.


Капитан В.А. Васецкий представил типы и виды потенциальных чрезвычайных ситуаций (ЧС) на континентальном шельфе, разделив их на ЧС техногенного характера, ЧС природного характера, ЧС биолого-социального характера, ЧС экологического характера, ЧС информационного характера. Оперативный ресурс времени, на которое реально можно рассчитывать при проведении спасательных операций, редко составляет более двух часов, а более половины всех аварий длились не больше одного часа. Исходя из этого, необходимо планировать все мероприятия по борьбе за живучесть, эвакуации и спасению людей. При этом важно учитывать роль человеческого фактора. Например, в 2009 г. аварии, не связанные с человеческим фактором, составили всего 28%. Соответственно, остальные 72% связаны с нарушениями правил эксплуатации и ошибками персонала. По статистическим данным и аналитическим исследованиям, за период 2000-2010 гг. 72-80% аварий в море связано с человеческим фактором.


С.Д. Айзинов, начальник Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, в своем выступлении рассказал о формировании самого современного в России учебно-тренажерного центра для моряков по выживанию на море. Новый центр знаний и навыков в Санкт-Петербурге построен в исключительно сжатые сроки благодаря эффективному взаимодействию экспертов "Макаровки", проектировщиков и строителей, а также при поддержке Минтранса России и Росморречфлота. Построенная техническая база для обучения выживанию на море и борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций позволяет обеспечивать подготовку курсантов, студентов Университета и переподготовку членов экипажей морских судов на круглогодичной основе в полном соответствии с требованиями Манильских поправок к МК ПДНВ и Положения о дипломировании, утвержденного Приказом Минтранса России от 15.03.12 № 62. С.Д. Айзинов отметил, что дальнейшее внедрение требований ИМО по обеспечению должной компетентности моряков должно повлечь за собой изменение системы освидетельствования тренажерных центров. "В настоящее время нормативно-правовая база обеспечивает лишь разрешительные функции, однако не позволяет осуществлять контроль качества подготовки, оценки и проверки знаний, умений и навыков членов экипажей судов. Такая ситуация позволяет существовать организациям, заменяющим профессиональную подготовку выпуском "фантиков" и не способствует решению задачи повышения безопасности мореплавания".


Хейки Хюрюлайнен (Heikki Hyyryläinen), директор центра Meriturva Maritime Safety Training Centre, Финляндия, рассказал на примере своего центра, как в Финляндии проводится конвенционная подготовка по выживанию на море. В стране существует 4 морских академии и 2 тренажерных центра – Meriturva и Aland Safety Centre, которые специализируются на подготовке по выживанию. Центр Meriturva является государственным и подчиняется Финскому Национальному совету по вопросам образования. Центр имеет две тренировочных площадки: по пожарной подготовке (на военно-морской базе в Upinniemi) и по выживанию (находится в Lohja, позволяет проводить подготовку круглый год в любую погоду). Тренажерная подготовка осуществляется по принципу "Повторяй до отработки автоматизма, поскольку проще остановить тренажер, чем изменить погоду".


Д.Г. Шевердин, проректор НОУ ВПО "Дальневосточный институт коммуникаций", представил вниманию участников семинара деятельность негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – Дальневосточный институт коммуникаций (ДВИК). В 2013 году институт успешно прошел проверку на признание с целью наделения полномочиями как организации, осуществляющей подготовку членов экипажей морских судов в соответствии с Приказом Минтранса России № 157 от 8 июня 2011 года. Помимо основных образовательных программ, в институте реализуются программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для специалистов морской отрасли по более чем 50 направлениям в соответствии международными и национальными требованиями (ГМССБ, РЛС/САРП/ЭКНИС, ОСПС, программы БУТЦ, транспортная безопасность). Всего за период февраль 2010 – февраль 2012 был подготовлен 191 человек офицерского состава, 286 человек рядового состава.


А.И. Кондратьев, директор ИПК ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, проинформировал о проведенной Университетом совместно с другими учебными заведениями отрасли большой работе по подготовке 57 примерных программ, ныне утвержденных ФАРМТ. В ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова имеется практически полный комплект примерных программ, и все программы разработаны в соответствии с модельными курсами ИМО. А.И. Кондратьев обратил внимание участников семинара на то, что впервые во многие программы включены учебные планы как для первичной подготовки, так и для повторной подготовки специалистов через периоды, не превышающие пять лет. При этом планы переподготовки предусматривают существенное сокращение сроков обучения действующего плавсостава.


А.В. Горячев, старший инструктор Морского УТЦ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, представил преимущества компьютерного тестирования по сравнению с традиционным тестированием с использованием бумажных билетов. В выступлении был дан подробный анализ системы "Дельта-Тест" как инструмента для обеспечения единого уровня квалификационных требований как внутри образовательного учреждения, так и в отрасли в целом.


Организаторами семинара выступили Международная ассоциация тренажерных центров подготовки по выживанию на море IASST (International Association for Safety and Survival Training), Морской учебно-тренажерный центр Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и ФБУ "Служба морской безопасности" при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта.


http://www.makarov.spb.ru

    MARINETRAFFIC