• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

kruglyy stol mguКруглый стол по проблеме безопасности мореплавания с участием экспертов морского транспорта прошел в Морском университете в прошлую пятницу.

В совещании, посвященном снижению человеческого фактора в морских авариях и психологической подготовке будущих моряков, приняли участие ректор университета С.А. Огай, руководители различных подразделений университета и руководители судоходных и крюинговых компаний Дальнего Востока.


Открывая совещание, ректор С.А. Огай отметил, что проблема безопасности на морском транспорте — одна из острейших в отрасли и в последнее время вызывает повышенную тревогу у профессионалов. Усложняющими в подготовке будущих профессионалов, прежде всего, являются демографический и социо-культурный факторы. За последние десять лет количество выпускников школ сократилось вдвое. Психологический портрет поколения, искушенного соблазнами современного мира, мало соответствует потребностям морской индустрии с ее суровыми условиями труда и высочайшей степенью ответственности.


Поскольку большинство аварий в море связано с человеческим фактором, очевидна необходимость усиления системы подготовки морских специалистов, в первую очередь, в области психологии. Для этих целей в Морском университете уже давно создана и успешно работает психологическая школа, в основные задачи которой входит тестирование и психологическое сопровождение курсантов, исследования в области экстремальных условий труда, выработка и реализация конкретных программ для курсантов и плавсостава. Недавно, на базе Морской академии университета, был создан Центр анализа и экспертизы катастроф, основная задача которого — выработка инновационных проектов по подготовке курсантов в области безопасности мореплавания. Помимо этого университет активно внедряет новые технологии для того, чтобы разрешить некоторые психологические проблемы у курсантов во время практики. Так, во время Тихоокеанского рейса ПУС «Надежда», была использована технология, обеспечившая на всем маршруте сотовую связь, интернет и возможность видеотрансляций, что, несомненно, сыграло положительную роль в успешном выполнении рейса.


Директор Морского гуманитарного института М.Ю. Орлова, обрисовав ситуацию с аварийностью на море (человеческий фактор — причина более 80% аварий), рассказала о деятельности института, в структуру которого входит 7 кафедр и научно-исследовательская лаборатория морской психологии. Ученые и специалисты МГИ осуществляют широкий спектр работ: тестирование абитуриентов, диагностика, контроль и решение психологических проблем в обучении курсантов, психологическая подготовка плавсостава к работе в экстремальных условиях. Институт имеет значительный опыт в области разработок по снижению влияния человеческого фактора в производстве, составлению психологического портрета работников, профилактики конфликтов, повышению эффективности труда, реабилитации после переутомления и т.д. Также институт обладает ресурсами для проведения различных исследований, выработки рекомендаций и конкретных программ по заказу транспортных предприятий. О выполнении данных проектов рассказала И.В. Герасимова, заведующая научно-исследовательской лаборатории морской психологии.


Ценность данной работы ни у кого из профессионалов не вызывает сомнений. Напротив, предприятия отрасли ощущают тем большую потребность в эффективных психологических программах, чем ответственнее и дороже производство. А.П. Орлов, директор крюинговой компании «Совкомфлот — Юником», рассказал в качестве примера о том, как прошедший все психологические тесты и положительно зарекомендовавший себя капитан может оказаться человеком с двойным дном, способным на непредсказуемые поступки. Действующая система определения психологического портрета работника не достаточно эффективна.

Однако, как заметили собравшиеся, несмотря на ценность разработок Морского университета, они охватывают лишь отдельные направления. В то время как масштаб проблемы требует глубокой систематизации всех аспектов данной проблемы, а затем выработки универсальных решений и правил для всей отрасли. Очевидно, что такого масштаба задачи выходят за рамки возможностей одного вуза.


В.Ф. Гаманов, начальник Морской академии, добавил к сказанному, что мировой опыт подготовки плавсостава по безопасности мореплавания систематизирован в программе Maritime Resource Management, которая разработана Шведской морской академией и уже внедрена в систему обучения курсантов университета. Программа наиболее эффективно развивает и адаптирует идеи, выраженные в кодексе ПДНВ, который предписывает стандарты морской подготовки.


П.И. Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, обратил внимание на то, что задача подготовки моряков отягощена еще и тем фактом, что условия плавания на Дальнем Востоке сложнее, чем в других регионах. Ситуацию осложняет системные проблемы: изношенный флот, экономия судовладельцев в части комплектации экипажа. Если раньше на мостике было два человек, то сейчас — один. Безаварийности это не способствует. Возможно, решением проблемы было бы введение жестких государственных стандартов мореплавания, так как это действует в авиационном бизнесе.


В контексте заявленной темы встречи ректор С.А. Огай попросил собравшихся оценить появившуюся в последнее время на высоком уровне критику таких существенных аспектов отечественного морского образования, как приближенная к военной дисциплина в учебном заведении, несение вахт, дежурств, приборка помещений курсантами, а также выполнение традиционных ритуалов — построение, подъем флага и т.д. Нужно ли сохранять традиции? Можно ли, учитывая все вышеперечисленные факторы, воспитать из школьника профессионального моряка без курсантской дисциплины?


Общее мнение на этот счет лучше всего выражают слова А.С. Калиничева, выпускника университета прошлых лет, а ныне главного менеджера по СКР ДНИИМФ: «Нет сомнения, что это очень вредная идея, которая зародилась среди поколения менеджеров, тех, кто не осознает основ развития морского транспорта. Флот — это не порт. В море нельзя без жесткой дисциплины. Чем выше дисциплина, тем меньше аварий. Когда мы проходили практику в море, мы в суровых условиях перенимали опыт у старших моряков. Главное, чему мы учились, — стойкости. Зато уже к выпуску мы могли сами принимать решения на мостике. Все мы через это прошли. И через ночные наряды и суточные бдения. Так выковывалась наша ответственность».


В заключение встречи Н.Р. Чепцов, проектор по конвенционной и морской подготовке, поблагодарил гостей за уделенное время и пригласил на следующее совещание, которое будет посвящено связи программ подготовки плавсостава с транспортным производством.

 

Информационный центр ОИУ МГУ

    MARINETRAFFIC