• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

Flag RFОтечественный торговый флот возвращается под российскую юрисдикцию, все больше судов ходит под флагом РФ: так что принятые в последние годы меры могут быть признаны эффективными, считают в правительстве. Поправки в законодательство, направленные на поддержку судостроения и судоходства, позволили создать условия для обновления флота и повысили привлекательность регистрации судов в России, говорится в докладе вице-премьера Аркадия Дворковича, направленном президенту. В качестве иллюстрации позитивного развития в документе указывается, что за последние три года существенно выросло количество заказов на новые суда: в 2012 году построено 59 судов, в процессе строительства находятся еще 123. При этом 70% строящихся в России судов имеют ледовый класс и оборудуются специальным усилением корпуса. Об этом сообщают «Известия».

По данным вице-премьера, на сегодняшний день в Российском международном реестре судов зарегистрировано 568 единиц флота, и это позиционируется как достижение. Но в России существует два реестра: Российский международный реестр судов, появившийся в середине 2000-х годов, который предусматривает определенные налоговые льготы и Российский морской регистр судоходства, который льгот не дает. В нем числятся все гражданские морские суда, как торговые, так и рыболовецкие, научные, пассажирские, включая те, что ржавеют у пирсов. В РМРС зарегистрировано 3765 судов.

По данным Международной федерации транспортников, только на российском Дальнем Востоке сегодня более 300 судовладельцев оперируют судами под удобным флагом, а общее их количество учету не поддается. Динамика строительства новых российских судов, по данным морского регистра, менее радужная. В 2009 году построено и зарегистрировано в морском регистре 21 судно, в 2010-м – 21, в 2011-м – 40, в 2012-м – 42. Но все ли из строящихся судов будут зарегистрированы под российским флагом – неизвестно.

Первоначально международный реестр создавался как альтернатива удобному флагу, с наличием ограничений по районам плавания и видам деятельности – в целях защиты отечественного внутреннего судоходства. С введением в него ряда поправок он, по сути, превратился в облегченную версию первого, дополненную налоговыми льготами. Однако преференции выглядят небесспорными. Так, если судовладелец решит выйти из него до истечения 10 лет с момента регистрации, он обязан компенсировать все полагающиеся льготы по налогам и сборам. Сейчас эксперты отрасли говорят, что проще было вносить все эти поправки в первый реестр и не создавать этой ненужной параллельной структуры.

На фоне общего улучшения экономической ситуации и интенсификации использования Северного морского пути и освоения Арктики, в том числе планов разработки углеводородов на шельфе, потребность в судах ледового класса выросла. Поскольку навигация в Арктике законодательно ограничена и к работе допускаются только суда под российским флагом, с учетом финансовых льгот для отечественного судостроения заказ судов ледового класса на российских верфях стал экономически оправдан. В прочих же случаях, особенно если судно строится за рубежом и приобретается в лизинг, судовладельцу проще и дешевле зарегистрировать его в странах удобного флага.

Координатор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ-ITF) Сергей Фишов придерживается следующего мнения:

– На сегодняшний день подавляющее большинство российских судовладельцев предпочитает удобный флаг. Под российским флагом ходят исключительно там, где законодательство не допускает использования судов, приписанных к иностранным портам: в Арктике и на внутренних водных путях. Если даже крупнейшая судоходная компания «Совкомфлот», принадлежащая государству, и 90% своих судов регистрирует под удобным флагом,– это показатель.

По мнению эксперта, сегодня невозможно настолько избавить судовладельца от налогов, пошлин, бюрократии и прочих российских реалий, чтобы российская регистрация стала привлекательнее, чем флаг Панамы, Либерии, Мальты, Камбоджи и Филиппин.

В пресс-службе «Совкомфлота» рассказали, что, действительно, сегодня налоговая нагрузка на судовладельца в России такова, что несмотря на все льготы, изобретенные правительством в рамках Российского международного реестра судов, оптимальным является регистрация в иностранных портах. Это избавляет от необходимости уплаты налогов, таможенных сборов при ремонте, социальных выплат в отечественный бюджет. Исключением являются суда, предназначенные для работы в Арктике. Именно поэтому операторы, работающие в арктических морях, в том числе «Совкомфлот», сейчас строят и регистрируют суда ледового класса в России, а не за рубежом.

Таким образом, власти отчитались об успешном выполнении президентского поручения, но специалисты принципиальных изменений в ситуации не видят.


ЦИА РПСМ

    MARINETRAFFIC