• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

Медицина осталась за бортом

medical equipРоссийское законодательство в сфере медобслуживания моряков придется приводить в соответствие с Конвенцией МОТ 2006 уже после ее вступления.


 

До вступления в силу Сводной конвенции МОТ 2006 о труде в морском судоходстве остались считанные дни, а российское законодательство до сих пор не приведено в соответствие с ее положениями. В частности, не приняты нормативы по медицинскому обслуживанию моряков, хотя морская медицина в стране фактически находится вне правового поля. И, судя по всему, все медицинские проблемы придется решать уже после вступления в силу международного акта.


Правовой вакуум в этой сфере возник после признания Минздравом России (приказ № 587 от 07.11.2012) недействующим приказ № 511 Минздрава СССР от 6 сентября 1989 года «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения морского, речного флота и рыбного хозяйства». В документе были определены медицинские учреждения, уполномоченные оказывать медпомощь морякам и проводить медосмотры. Также в нем подробно описывался порядок освидетельствования моряков на пригодность для работы на судах в море, перечень медицинских противопоказаний к допуску моряков и список лекарств, которые должны быть на борту судов.


Надо признать, что приказ этот был устаревшим и во многом не отвечал современным требованиям, но до последнего времени он был единственным документом, регламентировавшим медобслуживание моряков. Вместо него никаких новых нормативно-правовых актов принято не было. В итоге морская медицина оказалась вне правового поля.


Между тем Конвенция МОТ 2006 уделяет особое внимание медицинскому обслуживанию моряков.


Что требует Конвенция?


Освидетельствование


Стандарт А 1.2 предусматривает, чтобы перед началом работы на борту судна моряки имели действительное медицинское свидетельство, удостоверяющее их пригодность по состоянию здоровья к выполнению обязанностей, связанных с работой в море. В рамках мероприятий по реализации конвенции уполномоченный компетентный орган должен определить: перечень медицинских организаций, осуществляющих освидетельствование моряков, характер освидетельствования моряков, а также утвердить форму свидетельства о состоянии здоровья моряков.


После отмены 511-го приказа Минздрава СССР, единственным документом регламентирующим порядок медосмотра, является приказ Минздрава от 12.04.2011 года № 302-н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры работников». В этом приказе есть упоминание и о работе на морских судах в Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры, который может быть применен только в отношении членов экипажей судов, имеющих контакт с пищевыми продуктами (судовых поваров, артельщиков и т.п.)


Для освидетельствования остальных членов экипажа этот приказ практически не применим, поскольку в документе не отражено разделение плавсостава на уже работающих и поступающих, по профессиям плавсостава, отсутствуют нормы оценки зрения, как того требует конвенция.


В связи с поступающими вопросами, какими документами следует руководствоваться в настоящее время при проведении медицинских осмотров моряков, РПСМ направил запрос в Минюст России о правомочности приказа Минздрава России № 587 от 07.11.2012.


По сообщению Минюста России, данный приказ не был представлен Минздравом России на государственную регистрацию и не был официально опубликован, как того требует законодательство. Соответственно, по мнению РПСМ, до принятия новых нормативно-правовых актов при освидетельствовании моряков может применяться приказ № 511.


Судовая аптечка


Конвенция также выдвигает требования по составу судовой аптечки и медицинскому оборудованию, а также к определению порядка их инспектирования (Стандарт А 4.1).


Судовая аптечка должна наполняться с учетом типа судна, количества моряков на его борту, характера, направления и продолжительности рейса. Однако на сегодняшний день рекомендуемый состав аптечек (приказ № 499-н Минздравсоцразвития России – ред.) зависит лишь от дальности плавания. Кроме того, судовладельцы не имеют права закупать на суда сильнодействующие обезболивающие средства, потому что в нашей стране отсутствует порядок использования таких препаратов на борту. Между тем в соответствии с международными нормативными документами в аптечке обязательно должны присутствовать такие лекарства для оказания более эффективной помощи. А это значит, что в России должен быть разработан порядок обеспечения морских судов сильнодействующими лекарствами (получение, учет, хранение, списание), согласованный с Госнаркоконтролем.


Судовые врачи


В Стандарте А 4.1 конвенции МОТ 2006 выдвигаются также требования о необходимости наличия медработников на борту судов.


Согласно Конвенции, врач в обязательном порядке должен присутствовать на борту судна, если его рейс длится более трех дней, а количество членов экипажа превышает 100 человек. Национальным законодательством должно быть определено, какие другие суда также должны иметь в составе экипажа врача исходя из продолжительности, характера и условий рейса, а также количества моряков на борту судна.


Однако в реальности судовые врачи, как правило, есть только на круизных лайнерах. Более того, в нашей стране ВУЗы вообще не готовят докторов по специальности судовой врач. А это значит, что в России не определены особенности оказания медицинской помощи в условиях судна, и нет никаких специальных требований к квалификации судовых медиков.


Плавсостав и первая медпомощь


Конвенция также предусматривает медицинскую подготовку командного состава, который отвечал бы за оказание первой медицинской помощи на судне, не имеющем на борту врача.


Российское правительство своими постановлениями до сих пор не определило перечень медицинских организаций, которые могли бы осуществлять соответствующую подготовку плавсостава. В нашей стране нет унифицированных программ по основам первой медицинской помощи с уходом за больными и пострадавшими, нет единых требований к программам повышения квалификации уже обученных моряков, отсутствуют требования к учебным заведениям по учебным процессам (по программам обучения, материально-технической базе и преподавательскому составу).


Радиоконсультации для всех судов


Конвенция предусматривает создание в России Морских медицинских консультационных центров (ММКЦ), чтобы медицинские консультации предоставлялись бесплатно всем судам в море круглосуточно, независимо от того под каким флагом они плавают, по радио или спутниковой связи, включая консультации специалистов при неотложных состояниях в случае болезни членов экипажей.


В России должен быть разработан нормативный правовой акт, регламентирующий порядок работы ММКЦ, а также установлены требования к укомплектованию ММКЦ достаточным количеством квалифицированных врачей, которые имеют опыт консультирования по радио и разбираются в особенностях лечения и оказания медицинской помощи на судах.


Медцентры


В соответствии с конвенцией в стране должен быть определен перечень медицинских организаций для обеспечения медицинской помощи морякам как на берегу: обслуживание и медицинские осмотры, так и в море: медицинская помощь экипажам, медицинская подготовка командного состава, бесплатные радиоконсультации плавсостава по оказанию первой медицинской помощи.


В РПСМ считают, что морские медицинские центры необходимо создавать на базе уже действующих окружных медицинских центров, расположенных в крупных портах страны. Эти центры находятся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Организованы они были на базе бассейновых больниц, которые создавались во времена СССР специально для работников предприятий речной и морской отрасли. На базе исследований, наблюдений и отчетов врачей этих клиник разрабатывались медико-санитарные нормативы для морской отрасли.


Все новейшие разработки в области морской медицины внедрялись и применялись на практике именно в бассейновых больницах. В 90-е после развала СССР морская медицина переживала нелучшие времена. Однако бассейновые больницы сохранились. Также в ведении ФМБА находится ФГУП НИИ промышленной и морской медицины, который продолжает заниматься исследованиями в этой области, а также разработкой нормативно-правовых актов по медико-санитарному обеспечению на морских и речных судах. Поэтому было бы логично, если бы организационные вопросы по морской медицине были бы возложены на ФМБА.


Однако для решения всех этих вопросов необходимо проделать большую законодательную работу: привести десятки подзаконных и нормативных актов в соответствие с конвенцией.


Но в 2012 году эта работа была чуть приторможена по целому ряду причин, в том числе и в связи с реорганизацией Минздравсоцразвития России. В мае 2012 года ведомство было разделено на два министерства: Минтруд и Министерство здравоохранения. Пока передавались дела, шла реорганизация, писалось новое штатное расписание, драгоценное время, отпущенное на приведение законодательства в соответствие с конвенцией, стремительно истекало. Конечно, это не значит, что вопросы медицины не рассматривались на заседаниях МВК.


Например, наряду с представителями Минздрава активно участвуют в заседаниях МВК и представители ФМБА, в ведении которого находятся окружные морские медцентры, занимающиеся освидетельствованием и медобслуживанием моряков. Более того, ФМБА предложил Минздраву свою помощь в приведении законодательства в соответствие с требованиями конвенции. Специалисты агентства и научно-исследовательского института промышленной и морской медицины ФМБА разработали и направили в Минздрав проекты нормативных актов, регламентирующих медико-санитарное обеспечение моряков.


Нормативы были озвучены на состоявшемся 6-7 июля в Мурманске совещании, проводимом ФМБА в рамках научно-практической конференции, посвященной проблемам медико-санитарного обеспечения плавсостава судов. И у РПСМ уже есть целый ряд замечаний к этим документам.


Сейчас они дорабатываются в Минздраве с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, после чего будут вынесены на рассмотрение МВК для согласования с представителями работодателей и моряков, как того требует конвенция. Также нормативные акты должны будут пройти и общественные обсуждения.


Но так как, судя по всему, все медицинские проблемы придется решать уже после вступления в силу международного акта, важно, чтобы чиновники не поддавались «гонке» и не принимали сырые законы, которые потом пришлось бы вновь переделывать, а прислушались ко всем мнениям. Ведь от принятых сейчас решений будет зависеть жизнь и здоровье моряков.


PR-служба РПСМ

Игорь Пушкарёв проверил готовность служб к проведению морского субботника в бухте Золотой Рог

Subbotnik Golden HornВчера глава города Игорь Пушкарёв провел совещание по подготовке к морскому субботнику, который состоится во Владивостоке 27 июля, в преддверии дня ВМФ. Все желающие жители города – будь то владельцы катеров или просто неравнодушные горожане – могут прийти на набережную Цесаревича к 11 часам и убрать от мусора бухту Золотой Рог.


 

Напомним, глава Владивостока Игорь Пушкарёв больше недели назад выступил с инициативой провести морской субботник и очистить от мусора акваторию бухты Золотой Рог.


Принять участие в морском субботнике смогут не только владельцы катеров. Все горожане, желающие помочь в уборке бухты, приглашаются на набережную Цесаревича, откуда волонтеров «подберут» катера. Каждая команда получит свое задание и участок для уборки.


Как доложил на совещании заместитель главы города Александр Патрин, подготовка к субботнику на сегодняшний день практически завершена. Все волонтеры пройдут инструктаж и получат необходимое снаряжение: спасательные жилеты, сачки, перчатки и пакеты для мусора. На набережной будет дежурить спецмашина «Спецзавода №1», которая и вывезет весь собранный мусор на завод по сортировке и переработке ТБО.


«К сожалению, действующее законодательство запрещает администрации города выделять средства на уборку бухты, которая имеет федеральное подчинение. Между тем Золотой Рог — это один из символов города и его лицо, — заявил глава приморской столицы. — У нас в городе зарегистрировано порядка 40 тысяч катеров. Уверен, общественность откликнется на это полезную акцию. Я сам обязательно приму участие в морском субботнике. Более того, мероприятие состоится накануне празднования Дня ВМФ, поэтому, я считаю, это еще один повод всем горожанам выйти и помочь очистить акваторию Золотого Рога».


Мероприятие начнется в субботу 27 июля в 11 часов на набережной Цесаревича.


Источник: пресс-служба администрации г. Владивосток


Судно «Профессор Хлюстин» отправляется в экспедицию

AAAAAВчера, 23 июля, во Владивостоке состоялись торжественные проводы учебно-производственного судна «Профессор Хлюстин» в научно-образовательную экспедицию к Новосибирским островам. Как сообщает пресс-служба администрации города, экспедиция проходит под патронажем Русского географического общества при участии Министерства транспорта России, Росморречфлота и Совкомфлота.


 

120 курсантов из девяти учебных заведений страны уходят в экспедицию с целью исследования и изучения Арктики. В рамках научно-образовательного похода будут проведены испытания подводных телеуправляемых аппаратов и беспилотных летательных аппаратов в арктических условиях, комплексные исследования атмосферы и верхнего слоя океана и множество других научных исследований.


На мероприятии присутствовали почётные гости, представители учреждений, силами которых организована экспедиция. Со словами приветствия к участникам рейса и всем присутствующим обратился известный учёный-полярник, президент Государственной полярной академии, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров.


Пожелать удачи ученым и курсантам в новой экспедиции прибыл глава краевого центра Игорь Пушкарёв.


«Сегодня - знаменательный день не только для курсантов и моряков, но и, прежде всего, для российской науки, - отметил Игорь Пушкарёв. – В последние годы российский флот переживает период возрождения, и это значит, что славная морская история нашей страны продолжается. Также возрождается добрая традиция: весь Владивосток знает, когда приходит или возвращается судно. А сегодняшнее событие знаменательно не только для нашего города, но и для всей страны».


Отметим, что учебно-производственное судно «Профессор Хлюстин» Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского прошло модернизацию, переоборудование и ремонт. На судне был выполнен комплекс работ, - теперь оно оснащено самым современным навигационным оборудованием, системами связи и пожарной безопасности. В рамках переоборудования судна был выполнен ремонт машинного отделения и восстановление учебной штурманской рубки, переоборудование курсантских кают, оснащение учебных аудиторий современной мультимедийной техникой, установка оборудования для научных лабораторий и многое другое. «Профессор Хлюстин» стал не только базой для прохождения плавпрактики курсантами, но и научным судном для исследований российского континентального шельфа Дальневосточных морей и Восточного сектора Арктики.


Источник: пресс-служба администрации г. Владивосток

Курсанты Дальрыбвуза прошли стажировку в Сингапуре!

DVGTRU cadets SingaporeС 7 по 19 июля 2013 года группа курсантов из девяти человек 3-4 курсов Мореходного института Дальрыбвтуза проходила стажировку под эгидой Сингапурской морской академии.


 

В 2007 году ректор Дальневосточного государственного рыбохозяйственного университета Георгий Николаевич Ким и ректор Сингапурской морской академии (SMA), входящей в состав одного из старейших вузов страны «Сингапур Политехник», Роланд Тан подписали соглашение о сотрудничестве между вузами, после которого в 2012 году состоялась плавпрактика семи курсантов Мореходного института Дальрыбвтуза на сингапурском лайнере.


В этом, 2013 году, программа стажировки российских курсантов, среди которых - будущие судоводители, механики и электромеханики, расширена. Как и в прошлом году, наравне со студентами морских университетов из Новой Зеландии, Японии, Кореи, Индонезии, Китая и Сингапура, представители российской школы слушают лекции и совершенствуют профессиональные навыки на одном из престижнейших лайнеров в мире, каким по праву считается Superstar Virgo. Но впервые в нынешнем году в программу Maritime Experiential Learning Campus – так называется это мероприятие SMA – вошел курс по изучению английского языка и практика на современном навигационном тренажере в самой академии.


Программа 12 дней была насыщена максимально: ребята с интересом знакомились с условиями обучения в SMA, подтверждали свои знания на нелегких экзаменах и даже встречались с выпускниками Дальрыбвтуза, работающими в иностранных компаниях.


Первые четыре дня девять курсантов из Владивостока – на суперлайнере, следуют по маршруту Сингапур – Малайзия – Таиланд – Сингапур. Лекции по безопасности судовождения, экологии на море, навигации и даже астрономии - исключительно на английском языке – проводят преподаватели с мировыми именами. Знакомит будущих моряков с Superstar Virgo - его устройством, системами жизнеобеспечения, организацией сервиса для двух тысяч пассажиров – сама команда. От камбуза до машинного отделения, от современной установки для опреснения воды до музея старинных навигационных приборов - было осмотрено все.


Вместе с иностранными курсантами наши ребята приняли участие в масштабном тренинге по спасению пассажиров при аварийной ситуации. Шутка ли – шесть тысяч спасательных жилетов необходимо было привести в «боевую готовность», проверить шлюпки, спасательную амуницию.


11 июля состоялось прибытие в Сингапурскую морскую академию. Отныне наших курсантов курирует эксперт высочайшего класса в области морского права Фредерик Френсис. Кроме его выдающихся лекций на английском, ребята получают от «мастера» нестандартное задание для изучения языка: все впечатления заносить в дневник, описывать даже незначительные происшествия и как можно больше общаться с людьми. «Помогает!» - признались стажеры после окончания курса по английскому.


Кстати, само появление русских в академии, вызвало небольшой ажиотаж. Прошлогодний «десант» Дальрыбвтуза в SMA заложил хорошую основу для дружбы. А «новенькие» с удовольствием знакомились с устройством дружественного вуза: четырехэтажной библиотекой, аудиториями, оснащенными самой современной аппаратурой, стадионами, бассейном под открытым небом.


И все же главный пункт назначения – навигационный тренажер (кстати, производства петербургской компании TRANSAS). Это почти настоящий ходовой мостик с рубкой! Вы видите «окружающую судоходную обстановку» с горизонтальным углом обзора 225 градусов. Есть второй полномасштабный мостик с каналами визуализации на 135 градусов обзора. И четыре дополнительных мостика, оборудованные имитаторами современных радаров, системами электронной картографии и другой рабочей аппаратурой. Погружение – полное! Вплоть до того, что если по «прогнозу» дождь, то курсант слышит звук капель.


Как отметили экзаменаторы SMA, российские курсанты показали себя очень достойно. По словам Фредерика Френсиса, они имеют хорошую подготовку: подкованы теоретически, умеют читать карты, владеют английским языком и чувствуют себя «на мостике» очень уверенно. Добавим еще об одном преимуществе курсантов Дальрыбвтуза: это редкий университет, где готовятся кадры и для рыбодобывающего, и для транспортного, нефтеналивного и пассажирского флота. В мире это большая редкость!


Результат – сертификаты SMA, которые позволят их обладателям трудоустроиться в будущем в лучшие компании, и не только российские!


21 июля «команда» вернулась во Владивосток. Время подводить итоги стажировки. И... готовиться к новой!


- Программа Maritime Experiential Learning Campus, которую ребята прошли в Сингапурской морской академии – отличный опыт для будущих моряков, - считает директор Мореходного института Дальрыбвтуза. – Поэтому мы планируем развивать связи с SMA, которая считается одним из лучших учебных заведений мореходного профиля. Важно, что обучение здесь ведется в соответствии с Международной конвенцией о подготовке дипломированных моряков и несении вахты 1978 года с поправками, которые были приняты в Маниле в 2010 году.


Источник: «Дальрыбвтуз»


Владимир Миклушевский встретился с работниками и ветеранами рыбной отрасли на паруснике «Паллада»

DVGTRU Gubernator Pallada12 июля Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский посетил учебное парусное судно «Паллада». Здесь в канун Дня рыбака глава региона встретился с ветеранами отрасли, руководителями общественных объединений рыбаков и ведущих предприятий Приморского края.


 

Капитан судна Сергей Толовиков провел для Губернатора экскурсию по паруснику. Владимир Миклушевский осмотрел капитанский мостик, кубрики, учебную аудиторию и расположенный на борту музей «Паллады», после чего оставил запись в книге почетных посетителей.


«Желаю удачи команде «Паллады» и всегда - счастливого возвращения на родной берег», - написал Владимир Миклушевский.


В кают-компании парусника глава Приморья поздравил всех собравшихся с наступающим профессиональным праздником. Владимир Миклушевский рассказал о том, что сегодня федеральные власти рассматривают вопрос о создании в России рыбного кластера, и он может появиться именно на территории Приморского края. «Считаю, мы по праву можем на это претендовать», - подчеркнул Губернатор.


Кроме того, глава региона подчеркнул, что готов оказывать поддержку проектам по развитию марикультуры в Приморье, так как считает эту отрасль перспективной.


Источник: «Дальрыбвтуз»

    MARINETRAFFIC