• Slide 1

    Добро пожаловать на сайт ТРО РПСМ!

  • Slide 2

    Мы оказываем реальную практическую помощь морякам

  • Slide 3

DollarsСудовладельцы придумали новую схему для обмана моряков. Ушлые бизнесмены перекладывают функции работодателя на круинговые агентства, которые берут на свое обслуживание суда под российским флагом по договорам аутсорсинга. Таким образом, судовладельцы снимают с себя обязательства перед экипажами по выплате зарплаты и страхованию. В Российском профессиональном союзе моряков считают, что эта схема незаконна и вступает в противоречие с Трудовым кодексом России, Кодексом торгового мореплавания и целым рядом нормативных актов правительства. Однако надзорные органы, в частности Роструд, не принимают никаких мер и фактически попустительствуют правовому произволу.

Ярким примером подобного беззакония служит история моториста судна «Святой Павел» Романа Волкова. В августе 2012 года во время стоянки в калининградском порту моряк тяжело заболел. Но капитан судна отказался рассчитать заболевшего члена экипажа и... бросил его на берегу на произвол судьбы без средств к существованию. К счастью, инцидент произошел не в Африке, моряк добрался до дома. Но уже четвертый месяц он не может взыскать с владельцев судна свою зарплату и компенсацию за дорогу. Российский профессиональный союз моряков взял ситуацию с Волковым под свой контроль. Однако в профсоюзе отмечают, что применению «аутсорсинговых схем» способствует бездействие Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), которая фактически не контролирует посредническую деятельность по трудоустройству моряков на морские суда под государственным флагом России в качестве членов их экипажей.

Как рассказали в РПСМ, моторист Волков обратился за помощью в Калининградскую территориальную организацию РПСМ еще 6 августа 2012 года. Однако тогда попытка оказать моряку содействие в защите его трудовых прав не принесла результата.

В компании ООО «Морской стандарт», которой принадлежит судно «Святой Павел» заявили, что ничего моряку не должны, поскольку трудовые отношения с ним не оформляли.

Между тем, по данным электронного модуля «Информационно-справочная система регистрации судов» Росморречфлота, ранее судно «Святой Павел» называлось «Weser Stern» и было зарегистрировано на Британских Вирджинских островах, однако с 3 июля 2012 года судно значится в бэрбоут-чартерном реестре Петропавловск-Камчатского морского порта, а его владельцем является ООО «Морской стандарт».

– Следовательно, работодателем Волкова должен был являться «Морской стандарт», – поясняют в РПСМ. – Поэтому мы обратились в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае с просьбой провести проверку компании, обратив особое внимание на соблюдение требований приказов Минздравсоцразвития России, которые регламентируют трудоустройства членов экипажей российских морских судов.

Но у Госинспекции труда в Камчатском крае, очевидно, есть свое особое видение российского законодательства. Деятели, окопавшиеся в надзорном органе, заявили, что претензии Волкова к судовладельцу не могут быть удовлетворены, поскольку моряк официально числился работником агентства «Валкур», которое обслуживало судно по договору аутсорсинга.

«В соответствии с договором аутсорсинга, заключенного между ООО «Морской стандарт» и ООО «Валкур», последний оказывает услуги по подбору членов экипажа на судно «Святой Павел». При этом члены экипажа судна не являются работниками ООО «Морской стандарт», а трудоустроены в ООО «Валкур», – говорится в материалах проверки Роструда.

В связи с этим требовать компенсации за дорогу и причитающую ему зарплату Волков должен не у судовладельца, а у круингового агентства.

«За разрешением вопросов, обозначенных в обращении РПСМ, Волков должен идти к непосредственному работодателю – ООО Валкур», - говорится в заключении Роструда.

То есть, с одной стороны, экипаж вроде на судне есть, а с другой, – его нет.

В РПСМ считают, что камчатские инспекторы Роструда подошли к проверке судовладельца, мягко говоря, поверхностно.

– Схема по использованию членов экипажа судна «Святой Павел» в порядке договора аутсорсинга с ООО «Валкур» противоречит требованиям российского законодательства, – поясняют юристы РПСМ. – В частности, в статьях 58, 60 и 416 КТМ РФ, а также в части 4 статьи 228-1 ТК РФ говорится, что непосредственным работодателем для членов экипажей судов под флагом России является судовладелец.

По словам юристов РПСМ, в пользу этого довода также свидетельствует установленный Минздравсоцразвития России (МЗСР) организационно-правовой механизм регулирования посреднической деятельности по трудоустройству моряков на морские суда под государственным флагом России.

– Будучи компетентным органом по реализации Конвенции МОТ № 179 «О найме и трудоустройстве моряков», МЗСР разработало типовой договор для моряков и работодателей, а также издало приказы № 939 и № 962, которые запрещают агентствам по найму брать на себя обязанности судовладельцев, как работодателей, – поясняют в РПСМ. – Более того, судовая роль по теплоходу «Святой Павел», в которой Волков значится мотористом под номером 15, только лишний раз доказывает, что он являлся членом экипажа этого судна – то есть работником ООО «Морской стандарт».

В связи с этим РПСМ вновь обратился в Роструд с требованием провести повторную проверку компании ООО «Морской стандарт».

В РПСМ отмечают, что это не единственный случай, когда судовладельцы используют схему аутсорсинга, чтобы переложить с себя обязанности судовладельца.

Например, специалисты ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ в ходе камеральной проверки компании ООО «Балтречфлот», которой принадлежат морские суда «Kирстен» и «Леди Oльга», установили, что члены экипажей этих теплоходов не состоят в штатном расписании их владельца.

Потому что эти теплоходы якобы находятся на комплексном обслуживании флота по трудовому аутсорсингу на основании Агентского соглашения (договора о предоставлении персонала) с ООО «Топсейл».

РПСМ ранее уже не раз обращал внимание Роструда на эти нарушения. Однако, как уже ранее писал «Морской профсоюзный вестник», Роструд, отвечающий за исполнение установленного им же механизма контроля за посреднической деятельностью по трудоустройству моряков на морские суда под государственным флагом России в качестве членов их экипажей, за два года так и не смог провести полноценную проверку компаний «Балтречфлот» и «Топсейл». Хотя обе компании явно нарушают российское законодательство и законные права моряков.

– Сейчас ситуация вокруг судна «Святой Павел» развивается по аналогичному сценарию, – рассказывают юристы РПСМ. – Мы пишем обращения в Роструд, апеллируя к законодательству РФ, а Госинспекции по труду на местах не замечают очевидных нарушений.

По мнению юристов, все это лишний раз свидетельствует о том, что Роструд не справляется с выполнением полномочий компетентного органа в области трудоустройства на суда под российским флагом. РПСМ уже не раз заявлял, что функции компетентного органа по реализации положений Конвенции МОТ 2006 о труде в морском судоходстве должен взять на себя в полном объеме Минтранс России.

– Соответствующие предложения уже направлены министру транспорта Соколову в плане его предстоящей встречи с руководителями транспортных профсоюзов, потому что Роструд и ФМС на этом поприще уже полностью дискредитировали себя, показав свою неэффективность, – поясняют в РПСМ.

По мнению РПСМ, заниматься этой проблемой должно профильное ведомство, в котором работают специалисты, разбирающиеся в морской специфике.

Журнал «Морской профсоюзный вестник» №5 (86) 2012

    MARINETRAFFIC